УТВЕРЖДЁН                                         

приказом министра образования          

Московской области                               

от 07.06.2012 № 2604                            

 

Региональный базисный учебный план

для общеобразовательных учреждений в Московской области

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений в Московской области

 

Региональный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, федерального базисного учебного плана и является основой для формирования в муниципальных, государственных и негосударственных образовательных организациях, реализующих программы общего образования независимо от форм собственности, расположенных на территории Московской области, учебных планов общеобразовательных учреждений. Региональный базисный учебный план является основой для формирования учебного плана общеобразовательного учреждения и одним из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.

В региональном базисном учебном плане определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно[1].

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30). Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10).

 

I.                  РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Первая ступень общего образования – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2 - 4 классы – не менее 34 учебных недель.

По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена от 34 до 37 учебных недель.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый).

При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, художественный труд). Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Базисный учебный план первой ступени общего образования состоит из двух разделов: инвариантной части и вариативной части.

Инвариантная часть реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

В рамках инвариантной части базисного учебного плана учебные предметы в 3 – 4 классах изучаются следующим образом.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

·  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

·  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение  основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе ориентирован на реализацию следующих целей:

·  формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

·  формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

·  знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Изучение иностранного языка  направлено на достижение следующих целей:

·  формирование умений общаться на иностранном языке  с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

·   развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

·  освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения  учебных и практических задач и продолжения образования;

·  освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

·  воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·  обеспечение целостного восприятия природы, общества и человека;

·  формирование умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий;

·  психическое и социальное развитие ребенка.

Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения.

Изучение предметов эстетического цикла направлено на достижение следующих целей:

·  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

·  овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

·   воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Особенностями учебного предмета «Технология» являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Изучение предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

·  формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

·  возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля  в рамках учебного предмета «Технология». Как самостоятельный учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в 8-9 классе.

Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:

·  укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся;

·  развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

·  овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

·   воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:

а) сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);

б) заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);

в) планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).

В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

·  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

·  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

·  воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

При проведении занятий по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется деление классов на группы в соответствии с выбранным модулем предмета.

Вариативная часть базисного учебного плана представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию образовательных потребностей и познавательных интересов обучающихся. Время, отводимое на вариативную часть, рекомендуется использовать для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на введение различных курсов, в изучении которых заинтересован социум образовательного учреждения.

За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана рекомендуем выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы в 1-4-х классах для развития содержания учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.

 

II.  РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Региональный базисный учебный план для5 - 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами:

Учебный предмет «Русский язык» изучается по 4 часа в неделю в 5 – 7 классах, 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.

Целью изучение учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебный предмет «Литература» изучается в 5 – 9 классах по два часа в неделю.

Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с 5 – 9 классы по три часа в неделю.

Основными целями изучения иностранного языка являются:

·  развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

·  развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Основу разработки федерального стандарта по иностранному языку составляют следующие концептуальные положения.

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Математика» изучается в 5 – 9 классах по пять часов в неделю.

Цели обучения математики:

·  формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

·  развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

·  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

·  воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (далее – Инфоматика и ИКТ) при составлении учебных планов образовательных учреждений не предполагает деление на два предмета.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении  других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Природоведение» (5 класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по одному часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Учебный предмет «География» изучается с 6 класса.

В 6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

В базисном учебном плане один час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесены в региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.

Учебный предмет «Биология» изучается с 6 класса.

В 6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение биологических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

В базисном учебном плане один час в неделю учебного предмета «Биология» в 6 классе перенесены в региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.

Учебный предмет «Искусство» изучается в 5 – 7 классах по два часа в неделю, построен по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы могут изучаться как отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю).

В 8 – 9 классах учебный предмет «Искусство» изучается по одному часу в неделю и является интегрированным. Программа данного курса рассчитана на два года обучения.

Предметы регионального компонента изучаются в 8 классе по одному часу в неделю (по выбору образовательного учреждения).

Преподавание предметов регионального компонента в 2012-2013 учебного года осуществляется на базовом уровне за счет перевода одного часа из регионального компонента в инвариантную часть базисного учебного плана. В перечень предметов регионального компонента входят:

·  «История Московской области»;

·  «Родное Подмосковье»;

·  «Московская область – субъект Российской Федерации»;

·  «Духовное краеведение Подмосковья».

Преподавание предметов регионального компонента осуществляется по выбору образовательного учреждения с учетом следующих условий:

- наличие в общеобразовательном учреждении не менее 15 апробируемых учебно-методических комплектов каждого наименования;

- проведение учебных занятий учителем, ведущим уроки предметного цикла, содержание  которого соотносится с содержанием апробируемого курса.

Занятия (уроки) по апробируемому предмету должны записываться в классный журнал, также должна быть определена система текущей и промежуточной аттестации по предмету.

Не допускается догрузка часами учителя, чья основная профессия не связана с содержанием апробируемого комплекта или не прошедшего повышение квалификации по апробируемому предмету.

Учебный предмет «Технология» изучается в 5 – 7 классах по два часа в неделю, в 8 классе по одному часу в неделю.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений:

·                        «Технология. Технический труд»,

·                        «Технология. Обслуживающий труд»,

·                        «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских.

Работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится на бытовых швейных машинах. Школьные мастерские и кабинеты технологии должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования.

Учебный предмет построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 5 – 9 классах по одному часу в неделю.

Преподавание данного предмета в 5 – 9 классах в 2012-2013 учебного года осуществляется на базовом уровне за счет перевода одного часа из регионального (национально-регионального) компонента в инвариантную часть базисного учебного плана. Введение ОБЖ на базовом уровне обусловлено необходимостью обучения обучающихся умениям действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.

Цели изучения курса ОБЖ:

·  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

·  воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

·  развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

·  овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В рамках преподавания предмета рекомендуем предусмотреть часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 5 – 9 классах по три часа в неделю.

При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования целесообразно учитывать основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:

Оздоровительное:

воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.

Спортивное:

углубленное освоение обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность.

Общеразвивающее:

овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

Вариативная часть базисного учебного плана на II ступени обучения  представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

·  развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

·  выполнение социального образовательного заказа;

·  удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

·  реализация предпрофильной подготовки;

·  подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

За счет часов компонента образовательного учреждения базисного учебного плана рекомендуем выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы для развития содержания учебных предметов на базовом уровне:

·  в 5 – 7 классах – Русского языка с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка.

·  в 9 классе - Технологии (1 час в неделю), Всеобщей истории (1 час в неделю) с целью завершения образовательной программы основного  общего образования по данным учебным предметам.

Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 6 классе рекомендуется вести   интегрированный учебный предмет «Краеведение» за счет 1 часа учебного предмета «Биология» и 1 часа учебного предмета «География»,  перенесенных из инвариантной части базисного учебного плана в региональную, либо вести преподавание указанных учебных предметов в качестве  краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

В 9-х классах на организацию предпрофильной подготовки рекомендуется выделить до 3 часов в неделю за счет часов компонента образовательного учреждения.

Обращаем особое внимание на то, что при 5-дневной учебной неделе объем часов вариативной части учебного плана уменьшается, в связи с чем при введении предпрофильной подготовки образовательным учреждениям рекомендуется перейти на шестидневную учебную неделю.

Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX классов из компонента общеобразовательного учреждения.

На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.

Ориентационные элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить (хотя бы приблизительно) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Пробные элективные курсы создаются для того, чтобы ученик утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеются два подвида:

предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);

профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях – работа с архивными документами, оригинальными текстам, в лингвистике – с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) – социальных партнеров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на различных типов предприятий, организаций и учреждений.

Крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.

Наполняемость групп при изучении элективных курсов должна составлять не менее 15 человек. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов (п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 – 20 до 68 – 70 и более часов. Рекомендуемый объем элективных курсов 34 – 68 часов.

Использование программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

- обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

- внутреннее рецензирование;

- рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

- утверждение директором школы;

- внешнее рецензирование, если программа авторская.

В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее опытные и квалифицированные учителя школы, оцениваются:

- степень новизны для обучающихся;

- мотивирующий и развивающий потенциал программы;

- здоровьесберегающие характеристики;

- полнота содержания;

- связность и систематичность изложенного материала;

-соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля;

- методы обучения;

- система оценивания и зачета результатов освоения программы элективного курса;

- реалистичность с точки зрения ресурсов;

- формальная структура программы.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы их учебно-методического обеспечения широко освещаются в предметных научно-методических журналах, а также в учрежденном Российской академией образования журнале «Профильная школа».

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях разработано и используется большое разнообразие элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, претендующих на статус авторских и обладающих различным качеством. В связи с этим рекомендуется:

- организовать экспертизу программ элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения на муниципальном уровне (силами муниципальных или сетевых экспертных комиссий).

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

 

III. РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»[2].

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Профильное обучение позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Региональный базисный учебный план на ступени среднего (полного) общего образования направлен на реализацию следующих целей:

·  создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

·  обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

·  установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

·  расширение возможностей социализации обучающихся;

·  обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;

·  удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

Принципы построения регионального базисного учебного плана          для 10 – 11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Региональный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные  предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Обществознание», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Это позволяет:

- дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность («Физика», «Химия», «Биология», «География») в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.

При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:

а) Федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро;

б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология» «География») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы;

в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии, географии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях если:

- четыре учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология», «География») изучаются на базовом уровне;

- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, три - на базовом уровне;

- три учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;

- все четыре учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

При 6-дневной учебной неделе возможно более широкое введение в учебные планы  общеобразовательных учреждений предметов, курсов регионального и школьного компонентов содержания общего образования с учетом исторических, природных, экономических, социокультурных особенностей Московской области, организации предпрофильной подготовки учащихся основной ступени, а также избранного профиля  на старшей ступени обучения и уровня реализуемой образовательной программы в соответствии со статусом образовательного учреждения. Для обучающихся по 5-дневной учебной неделе возможности выбора отдельных предметов, элективных курсов в рамках вариативной части учебного плана весьма ограничены, особенно при реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию вариативной части базисного учебного плана предусмотрено 2 часа в неделю на региональный компонент и не менее 3-х часов в неделю на компонент образовательного учреждения на каждый год обучения (10-11 классы).

Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.

         Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения.

         Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:

         элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета;

         элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;

         элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу, и др.

         Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане (например: «Шедевры мирового кинематографа», «История делового костюма» и др.).

         Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие интереса к современной профессиональной деятельности. Среди них особую роль играют социальные практики.

         Социальная практика – внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определенной профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социальной практики является наличие партнерских отношений между школой и предприятиями (учреждениями, организациями) экономической и социальной сферы. В практике работы российских школ реализуются социальные практики, предполагающие участие обучающихся:

         в волонтерских движениях и патронате (совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи представителям социально не защищенных слоев населения);

         в благоустройстве и озеленении города, района;

         в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта;

         в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования;

         в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации социальных программ, проектов, акций и других инициатив, имеющих социально значимую ценность.

         Социальные практики могут быть реализованы не только в форме элективных курсов профильного обучения, но и в системе дополнительного образования обучающихся, во внеклассной деятельности и др.

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, могут также использоваться для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

Региональный компонент содержания среднего (полного) общего образования в Московской области составляет учебно-методический комплекс (комплект) В.М. Шаталова, О.Н. Зубакина «Русское речевое общение» – 10-11 классы (один час в каждом из указанных классов).

Преподавание предмета регионального компонента осуществляется по выбору образовательного учреждения с учетом следующих условий:

- наличие в общеобразовательном учреждении не менее 15 апробируемых учебно-методических комплектов каждого наименования;

- проведение учебных занятий учителем, ведущим уроки предметного цикла, содержание  которого соотносится с содержанием апробируемого курса.

Занятия (уроки) по апробируемому предмету должны записываться в классный журнал, также должна быть определена система текущей и промежуточной аттестации по предмету.

Не допускается догрузка часами учителя, чья основная профессия не связана с содержанием апробируемого комплекта или не прошедшего повышение квалификации по апробируемому предмету.

За счет часов вариативной части учебного плана рекомендуем выделить в учебных планах общеобразовательных учреждений дополнительные часы в 10 - 11 классах на развитие содержания образования следующих учебных предметов:

·  Русского языка – с целью расширения и углубления знаний о языке как системе, совершенствования языковой, лингвистической и коммуникативных компетенций, развитие навыков речеведческого, стилистического и лингвистического анализа текстов.

·  Математики – с целью развития логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе; формирования  отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей ее развития;

·  Истории России - с целью изучения проблемных вопросов отечественной истории, формирования гражданской идентичности обучающихся;

·  Права – с целью формирования правосознания и правовой культуры обучающихся.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

При реализации базисного учебного плана необходимо использовать  учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

5

5

5

4

Литературное чтение

4

4

3

3

Иностранный язык

 

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

2

2

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

2

Технология (Труд)

1

1

2

2

Физическая культура

3

3

3

3

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

1

Итого:

21

23

23

23

Компонент образовательного учреждения

(6-дневная неделя)

 

3

3

3

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе[3]

 

26

26

26

Компонент образовательного учреждения

(5-дневная неделя)

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе3

21

23

23

23

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Русский язык

4

4

4

3

2

Литература

2

2

2

2

3

Иностранный язык

3

3

3

3

3

Математика

5

5

5

5

5

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

История

2

2

2

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

 

1

1

1

1

География

 

1

2

2

2

Природоведение

2

 

 

 

 

Физика

 

 

2

2

2

Химия

 

 

 

2

2

Биология

 

1

2

2

2

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

Технология

2

2

2

1

 

Предметы регионального компонента[4]:

«История Московской области»

«Родное Подмосковье»

«Московская область – субъект Российской Федерации»

«Духовное краеведение Подмосковья»

 

 

 

1

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

1

Физическая культура

3

3

3

3

3

Итого:

26

27

31

32

31

Компонент образовательного учреждения

(6-дневная неделя)

6

6

4

4

5

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе3

32

33

35

36

36

Компонент образовательного учреждения

(5-дневная неделя)

3

3

1

1

2

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе3

29

30

32

33

33

 


РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Инвариантная часть

Учебные предметы

Количество часов в неделю

10 класс

11 класс

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

Математика

4

4

История

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

2

2

Естествознание

3

3

Физическая культура

3

3

ОБЖ

1

1

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне

в

а

р

и

а

н

т

н

а

я

 

ч

а

с

т

ь

Учебные предметы

Базовый уровень

Профильный уровень

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Русский язык

 

-

3

3

Литература

 

-

5

5

Иностранный язык

 

-

6

6

Математика

 

-

6

6

История

 

-

4

4

Физическая культура

-

-

4

4

Обществознание[5]

1

1

3

3

Экономику

0,5

0,5

2

2

Право

0,5

0,5

2

2

География

1

1

3

3

Физика

2

2

5

5

Химия

1

1

3

3

Биология

1

1

3

3

Информатика и ИКТ

1

1

4

4

Искусство (МХК)

1

1

3

3

Технология

1

1

4

4

ОБЖ

-

-

4

4

 

ВСЕГО

Не более 31

Не более 31

Не более 31

Не более 31

 

Региональный (национально-региональный компонент)[6]

3

3

3

3

 

Компонент образовательного учреждения

(6-дневная неделя)

Не менее

3

Не менее

3

Не менее

3

Не менее 3

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе3

37

37

37

37

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе3

34

34

34

34

 



[1] Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 («Собрание законодательства Российской Федерации», 26.03.2001 № 13, с. 1252).

[2] «Концепция модернизации российского образования»

[3] В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.5).

[4] Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет выбор предмета из  регионального компонента

[5] В этом варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без разделов «Экономика» и «Право».

[6] Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет выбор предмета регионального компонента

Сайт управляется системой uCoz